Главная » 2014 » Май » 27 » Из зимы в весну. И обратно
16:49
Из зимы в весну. И обратно

 Нормальный с точки зрения рядового обывателя спиннингист заканчивает сезон очень естественно - с замерзанием водохранилищ, рек, речушек и прудов. Продвинутый спиннингист, тот, кому спиннинг руки жжет, или тот, кто не умеет или не хочет ловить на что-либо другое, не успокаивается, отправляясь на подогреваемые промышленными стоками реки: в Московском регионе их предостаточно, взять хотя бы Москва-реку ниже города. 
 Немало статей было написано как про «нормальный», так и про «зимний» спиннинг. Вроде бы, уже ничего особо нового не придумаешь - только оттачивание мас­терства и модернизация приманок. На самом деле это, конечно же, не так, но количество статей про лов на «вечнозеленых» реках уже превысило некий критический максимум, и многие читатели начали их пролистывать, не читая. В особенности те, кто живет вдали от крупных городов и не может вос­пользоваться кучей дельных советов просто из-за неимения своих локальных «Помойка-Риверов». 
В той части Московской области, где мне посчаст­ливилось иметь дачу, из подогреваемых речек есть только Клязьма (ниже Ногинска), но уже много лет река очень сильно выбита браконьерами. Поэтому выбор, где половить зимой, практически отсутство­вал. Но однажды...
 Пару лет назад во время очень суровой по москов­ским меркам зимы, когда температура больше меся­ца держалась на уровне ниже -20 °С, я, случайно проезжая по мосту через маленькую речушку, прямо около дома увидел чистую воду! Не поленился, подо­шел и измерил температуру воды. Она была около +4 °С! При этом - я совершенно уверен - река не подогревалась ничем - от истока до моста было не более 10 км, а речка текла через лес.
 Скоро обнаружилась и другая «аномальная» речка неподале­ку. В условиях устойчивого минуса река замерзала, а при температу­ре выше -2 °С открывалась. При нуле оставались только закраины. Рыба, как вы сами понимаете, ловилась в обоих речках, иначе тема эта не начала бы разрабаты­ваться досконально.

Окунь

Справедливости ради надо заметить, что существует (в Подмосковье, по край­ней мере) достаточно большое количество «демисезонных» рек, в которых промышлен­ные сливы теплой воды не дают установиться нормальному ледяному покрову. У нас это Воря, Яхрома, та же Клязьма... Но количество «отходов человеческой жизнедеятельности» таково, что во-первых, при сильном морозе река все-таки встает, а во-вторых, что важнее, экология на таких речках, мягко говоря, далеко не идеальна, и рыба с них съедобна весьма условно. 
В нашем случае с незамерзанием рек все несколько сложнее. Видимых источников тепла нет. Разгадка была в следующем - первая речка, сред­няя ширина которой около 4 м, течет на месте древ­ней реки, шириной примерно с Волгу в среднем течении, если судить по геологическим показаниям. И в нее впадает великое множество ключей - в сред­нем, один на 10 м берега. К слову, многие стали еще в прошлом веке святыми, причем окрестные церкви даровали святость каждая своему источнику, и инте­ресно наблюдать паству, чуть ли не предающую ана­феме соседей, посетивших по их мнению источник с «неправильной» святостью... Так вот, температура ключевой воды, естественно, очень низкая, но она все-таки сильно выше нуля - обычно это + 4-5 "С. Ведь водоносные слои проходят ниже уровня промерзания почвы, именно поэто­му вода в колодцах и скважинах замерзает редко.

Летом такое количество род­ников вызывает обратный процесс - в самую жару вода в речушке редко прогревается выше +15 °С, и рыба клюет хорошо даже в июле. 
 Вторая речка оказалась с небольшим сюрпризом - древ­ним сливом условно теплой воды с какого-то заводика. Котельную и очистные сооружения переключили на обслуживание десят­ка многоэтажек, поэтому слив функционирует более или менее. 
Вскорости обнаружилась и еще одна странная речка, в которой источником тепла было обшир­нейшее болото (вам никогда не приходилось уходить по пояс в торфяную жижу, когда вок­руг казалось бы прочный лед?) В болоте даже в зимнее время происходят активные процессы разложения органики с выделени­ем тепла. И если болото чуть-чуть проточное и вода из него впадает в речушку, «грелка» в общем и целом работает.

Щука

Сейчас, когда я пишу эти стро­ки, за окном -22 °С. Речки полно­стью закрыты, и лед достаточно толстый - около 5 см. 
Но еще 5 дней назад, когда ночная тем­пература не понижалась ниже -10 °С, на речке было достаточно много промоин - из одной попа­лась щучка на кило, а в другой около вмерзшей в закраину травы крутились весьма приличные окуни.

Что же особенного именно в таком гидрорежиме примени­тельно к нашим задачам поиска и ловли рыбы? А необычного оказалось весьма и весьма много. За те несколько лет ловли на вышеописанных речках я толь­ко один или два раза попадал на сумасшедший клев; когда реально было поймать и 10, и 20 хвостов. Во всех остальных случаях, даже если погода располагает, всюду на других водоемах ловится и весьма неплохо, результат на «демисе­зонных» бывал гораздо ниже, в особенности на родниковой речушке. Поймать там прилич­ную рыбу вообще задача с сотней неизвестных - один мой знако­мый долго не верил в наличие в реке рыбы вообще, до тех пор, пока здоровенная щука не срезала его любимый воблерок прямо у берега. Тогда он изрек примерно следующую фразу - «Кто пойма­ет рыбу в этом ручье, поймает ее везде».

Поролоновая рыбка

Чем же обусловлена такая труд­ность и непостоянство?
 Помог это выяснить случай и, как ни странно, браконьеры. Они не придумали ничего лучше, кроме как протянуть бредень по мел­ководной трубе. Поджидавшие их егеря и ваш покорный слуга увидели в сетке около 10 матерых щук, пяток окуней и множест­во «бели». До этого момента я вообще не уделял мелководьям особого внимания - ну не может тут быть рыбы - и как оказалось, зря. Протопав несколько десятков километров вдоль берега, я сделал следующие выводы применитель­но к холодному времени года.

Основным объектом ловли выступает, конечно же, щука. А за ней следует, как ни странно, язь. Клюет он довольно регулярно, но мелкий размер рыбы препятству­ет целенаправленной его ловле. А вот уже за язем идет окунь, при­чем размер его очень часто весьма солиден - мой рекорд - 950 г.

Места стоянки рыбы

Места стоянки рыбы тоже отли­чаются от «общепринятых» - за 2 года лишь однажды я поймал рыбу на том, что принято назы­вать ямой, все остальное было поймано с мест, где, казалось бы, рыбе и остановиться негде.
 Взгляните на фото 1 - видно место, где в реку впадает родник. Там, наверняка, держится окунек или щучка. А вот еще - быстри­на, упирающаяся в общем-то мел­ководный участок, но с сильным родником на дне - при -10 °С стоит лед, при -2 °С - открытая вода (фото 2, 3). Под деревом всегда держится приличная щука, а из родника выскакивает окунь-одиночка. Кстати, другой мой знакомый выдвинул теорию, что самого крупного окуня, если конечно речь не идет о Нижней Волге, проще всего найти именно на микроречках - там у него сов­сем нет конкурентов.

На четвертой фотографии видна мелководная труба, слева в которую впадает вода из боло­та, а справа один за другим три родника (фото 4). Вдалеке видна яма с глубиной более 2 м, но на ней никогда никого не было, все поимки - именно на трубе.

Места стоянки рыбы

Однажды я в течение почти всего ноября наблюдал там за полуторакилограммовой щукой, не пыта­ясь ее поймать. Когда было тепло, щука стояла за коряжкой прямо на мели (фото 5). С наступлением морозов щука начала переме­щаться в сторону ямы и, когда речка закрылась, по идее должна была на эту яму встать. Но не тут-то было. Оттепель, лед раз­мыло, и щука моментально вер­нулась под любимую коряжку. 
И так несколько раз. Создается впечатление, что рыба вроде бы и не против вести себя по-зим­нему, но не успевает она пере­строиться на холода, как они отступают. Знакомый ихтиолог предположил, что в этих условиях рыба находится в пограничном состоянии почти круглый год, этим и объясняется отвратительный и непредсказуемый клев. Посмотрите еще на одну фотогра­фию - достаточно глубокая ямка и выходящая из него, ну скажем, коса с приямочком. Обычно щука клевала именно из приямочка и никогда - из ямы, но в мороз открытой осталась лишь узкая полоса точно над ямой - и результат - атака из-под закраи­ны строго на яме.
 Места стоянки рыбы

Места стоянки рыбы

Тактика ловли на такой реке сводится к планомерному плот­ному облову всех мест, где рыба может находить­ся лишь теоре­тически, и быстрому пробеганию наиболее перспективных, казалось бы, мест. Им, безусловно, тоже необ­ходимо уделять внимание, но не настолько большое.

Приманкой номер один в любое время года на такой речке будет не джиг, а среднеглубоководный воблер-минноу, в частности рапаловский Х-Rap, который при некотором умении можно провести даже по мелкой воде
 Безусловно, виброхвосты-суспендеры от Storm если не по поимкам, то уж точно по пок­левкам не уступают воблерам. А если джиг - то пусть это будет широкая и весьма длинная поролонка, огруженная по принципу «лишь бы утонула». Как ни удиви­тельно, не стоит сбрасывать со счетов даже поверхност­ные приманки - пару раз я ловил сумас­шедшую щуку на поппер по закраинам, но атака следовала непосредственно после падения приманки, и я не уве­рен, что подобный результат не был бы достигнут любой другой приманкой.

Категория: Ловим спиннингом | Просмотров: 1947 | Добавил: farid47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]